Иммерсивное искусство

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ИММЕРСИВНОЕ ИСКУССТВО ОТ ДРУГИХ НАПРАВЛЕНИЙ

Сам термин «иммерсивный театр/музей» до сих пор остается отчасти спорным из-за разных подходов к нему. Поэтому для удобства выделяют несколько признаков:

  1. АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В ТВОРЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ЗРИТЕЛЕЙ.
  2. ЗАДЕЙСТВОВАНЫ ВСЕ 5 ОРГАНОВ ЧУВСТВ. Стимулируются все пять органов чувств: зрение и слух (как и в случае с обычными театральными постановками), а также осязание, вкус и иногда даже обоняние.
  3. ЭТО И МУЗЕЙ, И ИНСТАЛЛЯЦИЯ. Это одновременно и художественная инсталляция, и практический музей. Реквизит часто выступает в роли неких артефактов, которые помогают зрителям исследовать мир спектакля. Кроме того, благодаря декорациям создается эффект присутствия.
  4. УПОР НА СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. Группам участников могут даваться специальные задания на проекте. Либо создается свободная атмосфера вечеринки, располагающая к общению и знакомствам.
  5. НЕОБЫЧНЫЙ СТОРИТЕЛЛИНГ. Иммерсивные представления часто берут какой-то известный сюжет и преподносят его по-новому. При этом разрозненный формат рассказа предполагает, что зрители должны самостоятельно собрать его кусочки в единый пазл. Поэтому часто такие истории становятся своеобразным детективом.

Стремление погрузить зрителя в художественную реальность, поиск новых способов усиления эффекта присутствия – вполне традиционная задача искусства, берущая начало от древнейших ритуалов. Роуз Биггин в своей книге «Иммерсивный театр и зрительский опыт» дает любопытное определение иммерсии, обращаясь к архетипичному для христианского мира ритуалу крещения: крещение — это прежде всего погружение в воду, иммерсия. Это своего рода символическая трансформация, происходящая с человеком: яркий эмоциональный краткосрочный опыт, границы и логика которого заранее строго определены. Человек, принимающий крещение, проходит через ограниченный во времени трехактный сценарий: погружение, кульминация (состояние нахождения в воде), возврат — и возвращается непременно изменившимся.

Часто слово «иммерсивный» употребляется в связке со словом «театр». Иммерсивные спектакли появились в начале 2000-х: пионерами в этой отрасли стали британцы. В России самой известной постановкой такого типа можно назвать «Вернувшихся» по пьесе Ибсена «Привидения». Грань между сценой и зрительным залом, деятельностью и созерцанием здесь практически отсутствует. Действие разыгрывается в старинном особняке, на всех четырех этажах, и любой зритель может стать частью спектакля. Сейчас в нашей стране еще появилось понятие "иммерсивный туризм".Тренд на иммерсивные путешествия оформился на Западе в 2016 году, его возглавила компания Transformational Travel Collaborative (TTC). Для поддержки этого вида путешествий была организована премия Pure Transformational Travel Awards: ее вручают туроператорам, вдохновляющим путешественников на глубокие личные перемены. Иммерсивные путешествия возникли на фоне моды на геймификацию – использование игровых принципов в неигровых целях: например, в бизнесе, обучении персонала или в туризме. По данным агентства Whistle, 91% постмиллениалов регулярно играют в игры. Так что со временем геймификация будет лишь набирать обороты.