Иммерсивное искусство
ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ИММЕРСИВНОЕ ИСКУССТВО ОТ ДРУГИХ НАПРАВЛЕНИЙ
Сам термин «иммерсивный театр/музей» до сих пор остается отчасти спорным из-за разных подходов к нему. Поэтому для удобства выделяют несколько признаков:
- АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В ТВОРЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ЗРИТЕЛЕЙ.
- ЗАДЕЙСТВОВАНЫ ВСЕ 5 ОРГАНОВ ЧУВСТВ. Стимулируются все пять органов чувств: зрение и слух (как и в случае с обычными театральными постановками), а также осязание, вкус и иногда даже обоняние.
- ЭТО И МУЗЕЙ, И ИНСТАЛЛЯЦИЯ. Это одновременно и художественная инсталляция, и практический музей. Реквизит часто выступает в роли неких артефактов, которые помогают зрителям исследовать мир спектакля. Кроме того, благодаря декорациям создается эффект присутствия.
- УПОР НА СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. Группам участников могут даваться специальные задания на проекте. Либо создается свободная атмосфера вечеринки, располагающая к общению и знакомствам.
- НЕОБЫЧНЫЙ СТОРИТЕЛЛИНГ. Иммерсивные представления часто берут какой-то известный сюжет и преподносят его по-новому. При этом разрозненный формат рассказа предполагает, что зрители должны самостоятельно собрать его кусочки в единый пазл. Поэтому часто такие истории становятся своеобразным детективом.
Стремление погрузить зрителя в художественную реальность, поиск новых способов усиления эффекта присутствия – вполне традиционная задача искусства, берущая начало от древнейших ритуалов. Роуз Биггин в своей книге «Иммерсивный театр и зрительский опыт» дает любопытное определение иммерсии, обращаясь к архетипичному для христианского мира ритуалу крещения: крещение — это прежде всего погружение в воду, иммерсия. Это своего рода символическая трансформация, происходящая с человеком: яркий эмоциональный краткосрочный опыт, границы и логика которого заранее строго определены. Человек, принимающий крещение, проходит через ограниченный во времени трехактный сценарий: погружение, кульминация (состояние нахождения в воде), возврат — и возвращается непременно изменившимся.
Часто слово «иммерсивный» употребляется в связке со словом «театр». Иммерсивные спектакли появились в начале 2000-х: пионерами в этой отрасли стали британцы. В России самой известной постановкой такого типа можно назвать «Вернувшихся» по пьесе Ибсена «Привидения». Грань между сценой и зрительным залом, деятельностью и созерцанием здесь практически отсутствует. Действие разыгрывается в старинном особняке, на всех четырех этажах, и любой зритель может стать частью спектакля. Сейчас в нашей стране еще появилось понятие "иммерсивный туризм".Тренд на иммерсивные путешествия оформился на Западе в 2016 году, его возглавила компания Transformational Travel Collaborative (TTC). Для поддержки этого вида путешествий была организована премия Pure Transformational Travel Awards: ее вручают туроператорам, вдохновляющим путешественников на глубокие личные перемены. Иммерсивные путешествия возникли на фоне моды на геймификацию – использование игровых принципов в неигровых целях: например, в бизнесе, обучении персонала или в туризме. По данным агентства Whistle, 91% постмиллениалов регулярно играют в игры. Так что со временем геймификация будет лишь набирать обороты.